hatali0_9 (missis_gemp) wrote,
hatali0_9
missis_gemp

И о творчестве

Пишет Армен Асриян ( asriyan)


Фейсбук любезно напомнил мне годичной давности пост Армена Асияна. С удовольствием перечитала.

СУДЬБЫ СЛОВ




Мы еще застали время, когда прилагательное «крайний» в значении «последний» использовали исключительно люди, чья повседневная деятельность была связана с действительным риском – подводники, спецназовцы, войсковые разведчики…
Потом со словом произошло то же, что и с камуфляжем – сначала его натянула вся армия вплоть до прапоров-кладовщиков, потом – менты, потом охранники магазинов, и некогда статусный атрибут превратился (в городе) в атрибут однозначно маргинальный.
Сегодня куда чаще звучит «крайний репортаж», «крайняя песня», «крайний альбом», «крайняя книга»…
В 90-ые та же история приключилось со словом «творчество».
Когда его захватали грязными лапками мелкие зверушки из шоу-бизнеса, нормальные люди раз и навсегда от него отказались, заменив его нейтральным словом «работа».
В какой-то момент сложилась ситуация откровенно анекдотическая: если человек назывался «художником», употребление слова «творчество» однозначно маркировало его, как одного из тех, кто приколачивает мошонку к Красной площади или, в лучшем случае, выкладывает сложные композиции из собачьего дерьма и использованных презервативов. Если же «художник» называл свою деятельность «работой» – это означало, что он относится к вымирающему племени умеющих нарисовать домик с трубой, за что их люто ненавидели «художники», занимающиеся «творчеством», поскольку этим шаманским умением не обладали.
Иногда, впрочем, случается и обратное.
В XIX веке прилагательное «волнительный» было визитной карточкой провинциальных актеров. Отношение к этому кочевому необразованному племени было достаточно специфическим – числились они парой ступеней выше цыган – своих сценических коллег и конкурентов – но все еще не совсем «приличными людьми». Посему языковые особенности воспринимались окружающими абсолютно естественно – у каждого племени свои погремушки – но если бы слово «волнительный» произнес бы человек «из общества» – это шокировало бы окружающих примерно так же, как если бы он вышел на улицу в цыганской рубахе.
Попадая в императорские театры, провинциалы сразу же забывали о диких привычках племени, старательно заучивая языковые нормы. Первыми столичными актерами, щеголявшими этим провинциальным жаргонизмом, стали актеры МХАТа – и дело тут было не столько в тогдашней моде на «демократичность», сколько в совершенно сознательной маркетинговой политике гениального менеджера Немировича-Данченко, педалирующего любую деталь, подчеркивающую отличие его детища от «императорских» конкурентов. Тем не менее, варваризм оставался исключительной фишкой МХАТа до самого конца советской эпохи, не вызывая ни у кого желания его перенять – ну, ебанутые они слегка на этом месте, но любим-то мы их не за это…
С наступлением дикарской эпохи, однако, все изменилось. Всего два десятилетия плясок вокруг костра – и сегодня актерский варваризм превратился в языковую норму тележурналистики. Совершенно неожиданно абсолютно нейтральное прилагательное «волнующий» превратилось вдруг в один из шиболетов, отличающих цивилизованного человека от телевизионного папуаса.

Tags: чужое
Subscribe
promo missis_gemp december 12, 2013 10:47 44
Buy for 10 tokens
Вот флешмоб, предновогодний. http://gugutka-ja.livejournal.com/198099.html . Я на это дело повадлива, пропустить никак не могу, но тут всё так сложно оказалось. Думала, думала и поняла, что желание у меня только одно (ну, кроме мира во всём мире и ремонта на кухне), зато заветное: Хочу жить в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments